Содержание и методы работы с одаренными детьми
на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Одарённые дети – особая забота педагогов России. В течение 30 лет учителя определяют пути развития особо интеллектуальных и творческих детей, которые опережающих своих сверстников в умственном развитии или и показывают специальные способности: музыкальные, художественные, математические, исследовательские и др.
Одарённые дети оригинально мыслят, находят свои пути решения нестандартных ситуаций, обладают отличной памятью, много читают, имеют большой запас слов, отличаются познавательной активностью, настойчивостью, упорством в достижении цели.
Учителя русского языка и литературы начинают работать с одарёнными детьми с 5 класса. Беседы с первым учителем, с родителями, психологом, анкетирование, диагностика творческого потенциала пятиклассников и т.д. помогают определить вектор одарённости, склонности и интересы. Уже первые уроки русского языка на тему «Общие сведения о русском языке» выявляют интерес к языку, творческие способности, начитанность, знание пословиц и поговорок, высказываний о книге. На уроках литературы учитель определяет уровень интереса к чтению, широту кругозора, стремление высказать свою точку зрения на поставленный вопрос и т.д.
Постепенно начинает формироваться система работы с конкретными учащимися, которых выявил учитель, появляется план мероприятий, направленных на развитие одарённости.
Методы работы:
- анкетирование, диагностика, опрос, собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных произведений, экранизированных работ;
- творческие работы;
- метод исследования проблемы;
- метод проектов;
- научно-практические работы.
План работы
с одарёнными учащимися на уроках русского языка и литературы
Класс
|
Русский язык
|
Литература
|
5
|
Изучение интересов и склонностей учащихся
Составление банка одарённых детей
|
Работа кружков лингвистических и литературных
|
Индивидуальные творческие задания
|
Решение занимательных заданий, кроссвордов, ребусов на темы русского языка
|
Ведение читательских дневников
|
Участие в школьных предметных олимпиадах
Участие в конкурсах разных уровней
|
Участие в предметных Неделях
|
Проектная деятельность
|
Исследовательская деятельность
|
Изучение высказываний, пословиц и поговорок о языке, книге, учёбе, знании
|
Отзыв о прочитанных сказках
|
Творческие задания по теме «Лексика»
|
Иллюстрации на тему «Любимые страницы сказки»
|
Участие в конкурсе «Письмо другу)
|
Составление сказки
|
|
Выразительное чтение (заучивание) отрывков из прозы, стихов и краткий анализ прочитанного
|
6
|
Индивидуальные творческие задания по теме «Морфология»
|
Изучение мифов
Иллюстрирование мифов
Инсценирование фрагментов мифов
|
Интеллектуально –познавательные игры «Занимательный русский язык»
|
Инсценирование басен И.А.Крылова
|
Решение тестовых заданий повышенной сложности
|
Создание басен
|
Выступление перед младшими школьниками по теме «Занимательная морфемика»
|
Составление вопросов для викторин по творчеству писателей и поэтов
|
7
|
Краеведческая работа
|
8
|
Творческие работы на тему «Проба пера»
|
Выполнение заданий на тему «Занимательный синтаксис»
|
Конкурсы на лучшее сочинение (тему формулирует учащийся)
|
|
Чтение книг на историческую тему
|
|
Решение кроссвордов на тему «Жанры произведений»
|
9
|
Проект «Русский язык как развивающееся явление»
|
Создание рукописной книги «Мои первые стихи»
|
|
Расширение словарного запаса «Читаем газеты и журналы»
|
Выпуск индивидуальных (групповых) стенгазет «Страницы зарубежной литературы»
|
|
Рецензия на телевизионную передачу
|
Литературно-музыкальный вечер «Стихи +музыка= песня»
|
|
Совместная работа с родителями на тему «Интервью о …»
|
|
Активное участие в конференциях, семинарах
|
|
|
Сопоставление художественного произведения и экранизации
|
Источник: http://Актуальные проблемы современного образования сборник материалов Международной научно-практической конференции Астрахань, |