Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова
муниципального образования «Город Донецк»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
Уровень образования: Основное общее образование
Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение познавательных, творческих и воспитательных результатов, связанных с литературным творчеством, театральным искусством, изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.
Возраст, классы: 6 класс
Автор: Ковалько Л.В.
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературный салон» реализует ОПТИМИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, создающую единое образовательное пространство. В процесс внеурочной деятельности включены коллеги-словесники, библиотекари разных уровней, местные писатели и поэты и т.д.
- организации внеурочной деятельности школьников разработана самостоятельно, с учётом требований ФГОС и образцов программ внеурочной деятельности, рекомендованных Министерством образования. Содержание программы ориентировано на возможности школы, с учётом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей учащихся и их родителей. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой школы.
Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания, социализации и развития творчества детей. Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 классов «Литературная гостиная» позволяет приобщить шестиклассников к литературному процессу донских писателей, изучить основы театрального искусства, посетить библиотеки, совершить сезонные экскурсии в природу с целью описания красот донской земли, попробовать себя в качестве поэта и т.д.
В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества. Возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов. Большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. Казачье движение отвечает всем современным требованиям воспитательной работы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Наша школа является культурно - образовательным центром для детей, родителей, жителей поселка и реализует в своей деятельности принципы образовательной политики Национальной доктрины образования в России (воспитание патриотов, граждан правового, социального государства с высокой нравственностью; разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей) и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональными и муниципальными требованиями к образованию.
В образовательном учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через казачий этнокультурный компонент». В связи с этим Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является составной духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения
Основное направление развития личности – общекультурное, с элементами духовно-нравственного и патриотического.
Основными видами внеурочной деятельности должны стать:
1.Познавательная деятельность
2.Проблемно-ценностное общение
3.Проектная деятельность
4.Театральная деятельность
Цели и задачи программы
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской, где расположена школа.
Цели: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою малую родину, читающего книги и умеющего письменно выразить свои творческие мысли.
Задачи:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности, решению проблем, связанных с изучением этнокультурного наследия и развития литературного творчества.
- Укрепление позитивной нравственной самооценки, развитие личностных компетенций.
- Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни донских казаков; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследовательской работы.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Формами внеурочной деятельности могут стать коллективные, групповые и индивидуальные.
Создание проектов – неотъемлемая деятельность ребят. Необходимо предусмотреть экскурсии в музей и городскую библиотеку. Конкурсы и викторины ученики могут проводить самостоятельно, развивая творческие компетенции.
Сроки реализации:
Количество часов в учебном году: 1 час в неделю, всего 29 занятий, т.к. курс начался с 3.10.16г.
Аудиторных занятий - 12 часов
Внеаудиторных занятий – 10 часов
Каникулярных занятий – 7 часов
Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, наблюдение, групповые и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта, консультация, выставки, экскурсии.
Технологии, методики:
- развивающее обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
- метод проектов;
-метод импровизации.
Содержание программы
Содержание внеурочной деятельности соответствует поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам. Результаты внеурочной деятельности учащихся зависят напрямую от форм внеурочной деятельности, с учетом имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
Введение. Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему (1час)
Мой читательский опыт. Как ориентироваться в мире книг. Как стать хорошим читателем. Читаем газету. Смотрим фильмы и видео на литературную тему 7 часов).
Выразительное чтение стихов и прозы. Конкурсы чтецов (3 часа).
Практические занятия. Я-поэт. Я-писатель. Я пишу отзыв о прочитанной книге.
Что такое синквейн (4 часов)
Театральные азы. Инсценировка произведений фольклора донских казаков (5 часов)
Проектная деятельность. Создание и защита проекта на литературную тему (4 часа)
Экскурсионная деятельность (5 часов)
Тематическое планирование
Дата
|
Тема занятия
|
Аудит. занятие
|
Внеаудит. занятие
|
Каникул.
время
|
Примечание
|
3.10
|
Введение.
Открытие литературной гостиной. Рисуем эмблему
|
+
|
|
|
|
10.10
|
Как ориентироваться в мире книг?
|
|
+
|
|
Посещение поселковой библиотеки
|
17.10
|
Как стать настоящим читателем?
|
|
+
|
|
Посещение школьной библиотеки
|
24.10
|
Проба пера: словесные зарисовки осени
|
|
+
|
|
Экскурсия в природу
|
7.11
|
Инсценирование донского фольклора
|
|
|
+
|
|
14.11
|
Инсценирование донского фольклора
|
|
|
+
|
|
21.11
|
Инсценирование донского фольклора
|
|
|
+
|
|
28.11
|
Инсценирование донского фольклора
|
|
|
+
|
|
5.12
|
Конкурс чтецов «Живая классика»
|
|
+
|
|
Читаем стихи на сцене клуба Гундоровский
|
12.12
|
Инсценирование сказки
|
|
|
+
|
|
19.12
|
Инсценирование сказки
|
|
|
+
|
|
26.12
|
Инсценирование сказки
|
|
|
+
|
|
9.01
|
Проба пера: словесные зарисовки зимы
|
|
+
|
|
Экскурсия в природу
|
16.01
|
Создание проекта «Литературный Донецк»
|
+
|
|
|
|
23.01
|
Создание проекта «Литературный Донецк»
|
|
+
|
|
Посещение поселковой библиотеки
|
30.01
|
Создание проекта «Литературный Донецк»
|
+
|
|
|
|
6.02
|
Поэзия на страницах городской газеты «Донецкий рабочий»
|
|
+
|
|
|
13.02
|
Как писать отзыв?
|
|
+
|
|
Посещение школьного краеведческого музея
|
20.02
|
Пишем отзыв о школьном музее
|
+
|
|
|
|
27.02
|
Литература и театр
|
+
|
|
|
Просмотр видео
|
6.03
|
Литература и театр
|
+
|
|
|
Просмотр видео
|
13.03
|
Литература и кино
|
+
|
|
|
Просмотр фильма
|
27.03
|
Литература и кино
|
+
|
|
|
Просмотр фильма
|
3.04
|
Поэтическая мастерская «Времена года»
|
+
|
|
|
|
10.04
|
Поэтическая мастерская «Времена года»
|
+
|
|
|
|
17.04
|
Литературная викторина «Синеокий казачий Дон»
|
|
+
|
|
Посещение школьной библиотеки
|
24.04
|
Проба пера: словесные зарисовки весны
|
|
+
|
|
Экскурсия в природу
|
15.05
|
Защита презентации «Литература и Я»
|
+
|
|
|
|
22.05
|
Заключительное занятие.
|
+
|
|
|
|
29 занятий
|
|
|
|
|
|
|