Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова
муниципального образования «Город Донецк»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изучаем казачество Дона»
Уровень образования: Основное общее образование
Тип программы: Тематическая образовательная программа, направленная на получение познавательных и воспитательных результатов, связанных с изучением жизни, быта, традиций и культуры казаков донского края.
Возраст, классы: 5-7 классы
Автор: Ковалько Л.В.
«Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами перед родиной,
а человеческое достоинство
силою его патриотизма».
(Н.Г. Чернышевский)
Именно село является основой
нравственных и духовных сил России…
(О.В.Марков)
2016 год
Пояснительная записка
В последнее время много говорится о переоценке нравственных ценностей и поиске новых идеалов. В современном обществе по-новому стали относиться к традиционной народной культуре, обладающей огромным духовным потенциалом. Стало очевидным, что возрождение традиций приостановит губительный процесс духовных потерь, сформирует в людях чувство принадлежности к своему народу, сохранит нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Особой страницей российской истории является жизнь донского казачества с его традициями, своеобразным бытовым укладом и миросозерцанием, с его трагической судьбой.
В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества. Возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов. Большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. Казачье движение отвечает всем современным требованиям воспитательной работы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Наша школа является культурно - образовательным центром для детей, родителей, жителей поселка и реализует в своей деятельности принципы образовательной политики Национальной доктрины образования в России (воспитание патриотов, граждан правового, социального государства с высокой нравственностью; разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей) и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональными и муниципальными требованиями к образованию.
В образовательном учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Воспитание духовных, морально-нравственных качеств и патриотического духа через казачий этнокультурный компонент». В связи с этим Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край» для учащихся 5-7 классов является составной духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.
Программа организации внеурочной деятельности школьников разработана самостоятельно, с учётом требований ФГОС и образцов программ внеурочной деятельности, рекомендованных Министерством образования. Рассчитана на школьников 5-7 классов. Содержание программы ориентировано на возможности школы, с учётом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей учащихся и их родителей. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой школы.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения
Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона» реализует ОПТИМИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ, создающую единое образовательное пространство. В процесс внеурочной деятельности можно включать коллег-словесников, библиотекарей разных уровней, местных писателей и поэтов и т.д.
Основное направление развития личности – общекультурное, с элементами духовно-нравственного и патриотического.
Основными видами внеурочной деятельности должны стать:
1.Познавательная деятельность
2.Проблемно-ценностное общение
3.Проектная деятельность
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о традициях казаков, о быте и культуре; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями - носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям донского казачества, к своей семье, к природе; ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской, где расположена школа.
Цели и задачи программы
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение истории казачества, традиций, быта и культуры донских казаков, проживавших в станице Гундоровской, где расположена школа.
Цели: социально-педагогическая поддержка становления и развития духовного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, любящего свою малую родину и изучающего этнокультурное наследие.
Задачи:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности, решению проблем, связанных с изучением этнокультурного наследия.
- Укрепление позитивной нравственной самооценки, развитие личностных компетенций.
- Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни донских казаков; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения исследовательской работы.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Формы и содержание работы
Формами внеурочной деятельности могут стать коллективные, групповые и индивидуальные.
Создание проектов – неотъемлемая деятельность ребят. Необходимо предусмотреть экскурсии в музей и городскую библиотеку. Конкурсы и викторины ученики могут проводить самостоятельно, развивая творческие компетенции.
Сроки реализации: количество часов в году, в неделю; режим занятий
Количество часов в учебном году: 68 (2 часа в неделю), за три года реализации Программы - 204 часа.
Аудиторных занятий - 102 часа
Внеаудиторных занятий – 102 часа
Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности
Методы проведения занятий: беседа, практическая работа, наблюдение, групповые и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проекта, консультация, выставки.
Технологии, методики:
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
- метод проектов.
Содержание программы
Результаты внеурочной деятельности учащихся зависят напрямую от форм внеурочной деятельности, с учетом имеющихся в образовательном учреждении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Содержание внеурочной деятельности также соответствует поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам.
Уровни воспитательных результатов
Виды деятельности
|
Приобретение социальных знаний
|
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
|
Накопление опыта самостоятельного социального действия
|
Познавательная деятельность
|
1.Познавательные беседы педагогов, общественности, краеведов, местных писателей и деятелей культуры, др. с детьми:
1.1.История донского края, станицы Гундоровская
1.2.Традиции донских казаков
1.3.Культура казаков
1.4.Великие, известные люди донского края, станицы Гундоровсая
1.5.Современники и их заслуги перед краем
2.Познавательные акции:
2.1.Олимпиада «Мой донской край»; «Литература Дона и о Доне»
2.2.Викторины
2.3.Экскурсии по Ростовской области, по городу Донецку, по станице Гундоровская
3.Исследовательские проекты:
3.1. «История моей семьи»
3.2. Писатели и поэты нашего края»
3.3. «Интересные люди города Донецка»
|
1.Дискуссия «Нужно ли казакам сохранять свои традиции?»
|
|
Игровая деятельность
|
1.Развлекательная игра «Жизнь в казацком курене»
2.Интеллектуальная игра «Я - библиотекарь»
3.Ролевая игра «Пишем письмо по-казацки»
|
|
|
Трудовая деятельность
|
1.Занятие «Учимся делать фронтовое письмо-треугольник»
2.Создаём читательский дневник
|
1. Трудовые акции:
1.1.«Сохраняем исторические места Гундоровки»
1.2. «Помогаем Свято-Успенскому Храму»
|
1.Трудовой десант «Помоги ветерану»
«Помоги Дому престарелых людей»
|
Досугово-развлекательная деятельность
|
1.Посещение школьного музея
2.Посещение городского краеведческого музея
|
1.Выставка читательских дневников
|
1.Выступление перед родителями «Мы знаем родной край!»
|
Художественное творчество
|
1.Выставка рисунков 1.1.«Я рисую любимый уголок природы»
1.2. «Я рисую…»
|
1.Презентация своих стихов о донском крае «Мои стихи о малой родине»
2.Конкурс чтецов
3.Выпуск общешкольной газеты «Наши успехи»
|
1.Совместное творчество с местными поэтами «Иллюстрации к стихам»
|
Проблемно-ценностное общение
|
1.Беседа «Год кино на донской земле»
|
1.Тренинг личностного роста (совместно с психологом)
2.Просмотр он-лайн кинофильма и обсуждение его
|
1.Встреча с учениками СОШ №1 г.Краснодона
2.Встреча с работниками Музея «Молодая гвардия» (г.Краснодон)
3.Сбор книг для детей ЛНР (Донбасс)
|
|