ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПЕДАГОГА КОВАЛЬКО ЛЮДМИЛЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Среда, 15.05.2024, 07:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа «Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации задач ФГОС»

МБОУ СОШ № 1 имени Гриши Акулова

г. Донецка Ростовской области

Программа

внеурочной деятельности

«Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации задач ФГОС»​

АВТОР: 

Ковалько Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 имени Гриши Акулова

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

Высочин Е.А., руководитель методического совета МБОУ СОШ№1

имени Гриши Акулова

г. Донецк Ростовской области

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3 стр.

Обоснование выбора темы                                                                        4 стр.

Актуальность программы

Цель и задачи программы

Объект исследования                                                                                 5 стр.

Предмет исследования

Практическая значимость

Новизна программы

Направления деятельности учителя русского языка и литературы по разработке инновационных форм внеурочной деятельности                6 стр.

Список  использованной литературы                                                       8 стр.

ВВЕДЕНИЕ

   Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Прав тот учитель, который  образовательный процесс организует, оптимально соединяя  урочную  и внеурочную деятельность учащихся. Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы обнаружил необходимость создания и использования эффективной теории интеграции урочных и внеурочных занятий школьников.

   Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досуговое  общение, художественное творчество, социальное творчество, проектная и  исследовательская работа)  включают ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, выявляют и развивают  индивидуальные особенности каждого ученика и приводят к успешной социализации личности. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных  задач  российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения.

   Согласно  ФГОС,  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Обоснование выбора темы.  Изменения в требованиях к внеурочной деятельности педагога  требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогический опыт и разработать новые подходы к внеклассной работе по предметам, умело сочетать урочную и внеурочную деятельность школьников, создать новые методики и технологии обучения и воспитания детей.

Актуальность программы «Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации задач ФГОС»  обусловлена введением ФГОС основного общего образования как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования и состоит в том,  что система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализация учащихся способствует развитию у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, формированию умения находить необходимую информацию, работать в команде, не бояться ничего нового, преодолевать трудности  и т.д. В целом же, актуальность  данной работы  определяется необходимостью  просвещения коллег и родителей  по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования  их мотивации, готовности и способности  школы реализовать  требования ФГОС.

Целью данной тематической образовательной программы, направленной  на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле, связанном с внеурочной деятельностью по русскому языку и литературе,  является  разработка и реализация активных форм и методов внеклассной работы по  русскому языку и литературе в 5-9 классах.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи

  • изучить  психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации;
  • выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
  • разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации школьников.

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в   школе, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Предмет исследования:  педагогические условия реализации Программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в школе, направленной на достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Практическая значимость. Эффективное распространение и освоение полезных  результатов, полученных в рамках реализации Программы  «Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации задач ФГОС». Учащиеся  основной школы смогут разносторонне  раскрыть индивидуальные способности, которые не всегда удаётся реализовать на уроке, развить  интерес  к различным видам деятельности, активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,  выработать умение самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной  деятельности: творческой, познавательной,  трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, педагогов и родителей, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Новизной данной Программы  является тот факт, что в современной методике обучения методы и  приемы  работы  на уроке описаны в достаточно полно, а использование их  во внеурочной деятельности вызывает затруднение у педагогов.  В данной Программе указаны  инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.

Направления деятельности учителя русского языка и литературы по разработке инновационных форм внеурочной деятельности

   Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Традиционные литературные викторины предлагается проводить как литературно-художественные, в которые включаются не только задания на знание текстов литературных произведений, но и задания сопоставительного характера. К примеру,  выбрать из предложенных произведений живописи картины, созвучные стихотворным строкам, подобрать музыкальные фрагменты к стихотворениям, сочинить лирическую миниатюру на основе прослушанного музыкального фрагмента.  

   Такие литературно-художественные викторины развивают умение сопоставлять произведения разных видов искусства, учат детей видеть ассоциативные связи, развивают художественный вкус. В старших классах на основе данных умений следует предлагать учащимся подготовку интегрированных исследовательских проектов, связанных с интерпретацией образов и сюжетов в литературе и других видах искусства. Примером  такого интегрированного проекта может стать исследовательская работа учеников 6 класса  по теме «Интерпретация образа сказочных героев в фольклоре, литературе и  искусстве». Актуальны  и интегрированные проекты по литературе и мировой художественной культуре, посвященные изучению, например,  творчества Шекспира. Ученики 7 класса могут поработать над проектом « Образы Ромео и Джульетты  в  литературе и искусстве», 9 класса – «Образ Гамлета в литературе и искусстве».

   Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей компьютера и интернета.  Это, прежде всего, участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов. Сетевые образовательные проекты являются прекрасной возможностью организовать общение учащихся со сверстниками из других регионов. Для подготовки сетевого проекта следует привлекать учащихся, интересующихся информатикой.

   Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты - экскурсии, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию.  Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет-ресурсы, составить текст экскурсии, а затем и попробовать себя в роли экскурсовода.
   Третье направление внеурочной деятельности - исследовательская деятельность, которая является одной из инновационных форм внеурочной работы.  Как подготовить ученика, способного к научной, исследовательской деятельности? Считаю, что интерес к науке нужно прививать ученикам уже с 5 класса. Одной из форм такой работы может быть конкурс читателей научно-популярных книг. К сожалению, современные школьники мало читают, а такой жанр, как научно-популярная книга, и вовсе забыт ими. Можно предложить ребятам  для чтения книги Л. Успенского «Слово о словах», Б. Казанского «Приключения слов», М.Аксеновой «Знаем ли мы русский язык» и другие.

  Четвертое направление – организация чтения книг из перечня  Министерства образования и науки России «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации», рекомендованные школьникам для самостоятельного прочтения,  конкурсы на лучшего чтеца, на самого внимательного чтеца, на лучшего чтеца региональной литературы, научно-популярных книг и другое. Эти мероприятия можно провести в рамках Недели русского языка и литературы. Заранее определяется книга для конкурса, учащимся дается определенное время на прочтение книги (примерно две недели). Учитель или старшеклассники, помогающие в проведении конкурса, составляют вопросы викторины по прочитанной книге, задания с пропусками слов в тексте из книги (так называемый «слепой текст»).  Участники конкурса могут придумать свои задания по прочитанной книге для других конкурсантов. Ребятам, умеющим хорошо рисовать, предлагается проиллюстрировать книгу по лингвистике забавными рисунками, связанными с какими-либо языковыми явлениями.

Пятое направление связано с созданием презентаций, видеороликов, реклам художественных произведений.  Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности рекламного жанра для популяризации разных книг.  Целесообразно при создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут прорекламировать разные команды учащихся, а затем определить победителя. Таким образом,  можно провести в школе День книги  для учащихся 5 – 9 классов.

Шестое направление  связано с подготовкой проектов, как  одной из важнейших форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.  В 8 классе при повторении курса  «Морфология» учащиеся могут выполнить  проекты, связанные с ошибками в использовании грамматических форм слов разных частей речи, неверного употребления слова в речи.  Темой проекта может стать «Речевые ошибки моих одноклассников».  При  подготовке проектов школьники собирают  языковой материал (примеры нарушения речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм в речи), проводят  анкетирование одноклассников, родителей и знакомых, делают   выводы по результатам исследования.

Седьмое направлениесочинения разных жанров, создание текстов сказок,  стихотворений, кроссвордов и другое. Такие задания необходимо практиковать с 5 класса, так как они развивают творческие способности, языковое чутье, повышают мотивацию  школьников к изучению русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог (27.05.2015) | Автор: Ковалько Людмила Васильевна E
Просмотров: 2388 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 Петченко Татьяна Петровна  
0
Уважаемая Людмила Васильевна! С интересом прочитала программу. Раньше мы называли это внеклассная работа. Но принципы те же. Добавился интернет. С ним много можно провести мероприятий. Успехов вам! Хорошего окончания учебного года.

1 педагог  
0
Уважаемая Ольга Федоровна! Приятно. что вы откликнулись на мою работу.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [12]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0